егодня несу читателю резюме не совсем стандартной беседы с человеком, интересного рода деятельности. Эрих Пуммер, герой дня во всех смыслах слова, занимается реставрацией исторических памятников, а в нашем случае памятников культурного наследия. Совсем недавно завершились реставрационные работы парных ворот Qoşa Qala. Воссозданный после реставрации облик парных ворот вызвал смешанные чувства у горожан – кому-то, к примеру, она показалась слишком уж «чистой». А я, как человек тесно связанный со Старым городом, не могла упустить возможность задать интересующие меня вопросы господину Пуммеру, пока он был в Баку.
- Ваша компания «Ателье Erich Pummer GmbH» хорошо известна своей обширной работой над памятниками исторического архитектурного наследия в Европе и Азербайджане. Расскажите, как вы начали работать реставратором? Было ли это изначально сознательным решением или стечением обстоятельств?
- Я получил классическое фундаментальное образование как скульптор по камню. Несмотря на то, что я обучался с целью получения профессии скульптора по камню, в процессе обучения мы изучали также всевозможные виды литья, лепку, резьбу по дереву, чеканку, сварку, плетение и многое-многое другое... Само собой, что, кроме чисто технических навыков и умений в области технологии сложной скульптуры, нужны знания по основам композиции, истории мирового изобразительного искусства и архитектуры, по биологии, анатомии и пропорциям человеческого тела, а также многим другим наукам, которым учат в учебных заведениях по специальности «скульптура». Например, скульптор должен хорошо знать материаловедение, свойства и взаимосочетаемость различных материалов. В процессе обучения я научился видеть, понимать и правильно использовать особенности камней, минералов и других материалов, которые используются при создании всех форм произведений искусства и архитектуры.
Окончив свою учебу по профессии скульптора, я начал работать в австрийском Федеральном управлении по сохранению древних памятников Вены, где в течение еще 5 лет продолжил свое образование уже в области реставрации и консервации камня. После интенсивной работы со многими известными австрийскими реставраторами в области защиты памятников культуры и архитектуры и получения практического опыта в самой Австрии в сотрудничестве с частными экспертами и правительственными институтами я работал также в таких странах, как Германия, Италия, Польша, Египет.
- Что является самым сложным в вашей работе?
- При проведении реставрационно-консервационных работ самым сложным является, пожалуй, определение причин повреждений или разрушений исторического сооружения и создание концепции восстановительных работ. Грамотный и ответственный реставратор действует здесь так же, как грамотный и ответственный врач: анамнез, диагноз, терапия - только так можно оказать действенную помощь «пациенту», т.е. в нашем случае – историческому памятнику.
Получение достоверных, важнейших параметров, чертежей, ознакомление с историей создания и правильный анализ состояния объекта – необходимые условия для выбора правильной и индивидуальной концепции восстановления.
- Не могли бы вы вспомнить наиболее интересный или запоминающийся случай, который произошел за многие годы вашей работы реставратором?
- Самым запоминающимся и приятным эпизодом моей 40-летней работы является визит президента Австрии Хайнца Фишера в Азербайджан в 2011 году и его встреча с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым во время бизнес-форума. Президент Ильхам Алиев высоко оценил позитивное сотрудничество между нашими странами и отметил, что Гыз Галасы – это сердце азербайджанского народа, и реставрацию и консервацию этого национального памятника правительство Азербайджана доверило австрийской компании Atelier Erich Pummer GmbH.
В свою очередь, Президент Австрии Хайнц Фишер ответил, что в столице Австрии – в Вене - также имеется памятник национального значения - Собор Святого Стефана (в народе просто - Stephansdom), который является сердцем каждого австрийца, и реставрация которого доверена компании Erich Pummer GmbH. И оба президента отметили, что это очень символично, что две наши страны доверили реставрацию таких важных для них памятников австрийской компании! Что может быть лучше такой оценки?
- Каким вы видите Баку? Не Ичери шехер как место Вашей работы, а в целом - как бы вы описали Баку?
- Баку - быстро развивающийся город со всеми положительными и отрицательными последствиями этого развития. Я сожалею о потере большого количества исторических зданий и даже порой кварталов города и возведении на их месте новых современных зданий. Но, с другой стороны, я восхищаюсь смелостью и инновациями в этом процессе для создания современного и живого, комфортного города. Я люблю старый город, Ичери шехер, с его небольшими узкими улицами, мечетями, ресторанами и оживленной уличной жизнью. Почти каждый день после работы я прогуливаюсь по маленьким улочкам Ичери шехер. Иногда посещаю тот или иной ресторан с национальной кухней. Меня радует также то, что в ресторанах имеется хороший выбор производимых в Азербайджане легких вин, что говорит о развитии виноделия. Баку – прекрасный город и уже стал моей второй родиной!
- Многие люди считают, что парные ворота после реставрации выглядят слишком «чистыми», и говорят, что парные ворота были «отбелены».
Как объяснить людям суть процесса очистки фасада, почему и что нужно было сделать.
Не могли бы вы рассказать мне немного больше об этой работе?
- Парные ворота на протяжении веков неоднократно разрушались, восстанавливались и снова разрушались, перестраивались... Иногда эти процессы чередовались так быстро, что просто не хватало времени на осуществление всех необходимых при восстановлении шагов. А начиная с XX века, с развитием индустриализации и автомобилестроения, негативное влияние окружающей среды и техногенного воздействия особенно возросло. На момент начала реставрационных работ имели место повреждения, вызванные такими долговременными факторами воздействия, как многочисленные физические (трещины, сколы, разрушения структуры), химические (сернистые отложения, гипсовые корки, высолы и т.д.), биологические процессы (произрастание растительности и мха), медленно разрушающие конструкцию памятника. На большой поверхности фасада наблюдалось выветривание кладочного и шовного растворов и нарушение статики сооружения. Эти процессы в совокупности называют «старением» сооружений.
В немалой степени появлению повреждений способствовал человеческий фактор. На протяжении десятилетий на парных воротах устанавливались всевозможные сезонные украшения, реклама и другие сооружения. Для закрепления различных конструкций каждый раз снова и снова применялись многие сотни гвоздей и анкеров различных размеров, которые оставались в стене, ржавели и разрушали камень... При проведении более ранних реставраций многие повреждения камня просто замазывались раствором на основе серого цемента, и камень продолжал дальше разрушаться...
Для предотвращения медленного разрушения и сохранения первоначальной структуры этого памятника, построенного из абшеронского известняка, необходимо было устранить, а там где это невозможно, хотя бы уменьшить последствия негативного воздействия – природного, техногенного и антропогенного.
В первую очередь следовало удалить черные гипсовые корки, процесс образования которых часто протекает совместно с пылевым загрязнением камня, а образующаяся при этом сульфатная корка постепенно уплотняется и твердеет. При этом там, где полное удаление черных корок без повреждения структуры камня было невозможно, необходимо было хотя бы редуцировать их толщину до максимально безопасной для структуры камня.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, отметив, что черные гипсовые корки на фасадах зданий ошибочно принимаются многими за «благородную патину». При этом высказывается мнение, что такая «патина» не только не вредит камню, но даже приносит пользу, предохраняя его от дальнейших атмосферных воздействий. К сожалению, это глубокое заблуждение: в современном понимании «патина» — тонкий налет на поверхности камня, отличающийся от его внутренних слоев по составу, но не связанный с процессами эрозии и сохраняющий морфологию аутентичной поверхности иногда с незначительными изменениями оттенка (очевидно, что черные сульфатные корки в это понятие не вписываются).
В то же время образование черных корок на поверхности камня — первая стадия разрушительного процесса. Новые образующиеся сульфатные материалы имеют молекулярный объем значительно больший, чем у кальцита. Кристаллизация этих материалов под плотной коркой создает высокое кристаллизационное давление в верхнем слое камня, ведущее к его растрескиванию и разрыхлению. Таким образом, процесс деградации камня при образовании черных гипсовых корок не прекращается и, возможно, становится даже более интенсивным...
Возвращаясь к необходимости удаления черных гипсовых корок и других, разрушающих структуру камня загрязнений, я хотел бы отметить, что, конечно же, и эту работу можно выполнять по-разному... К сожалению, я неоднократно замечал, что в Баку фасады зданий и памятников архитектуры очищают при помощи болгарок (в народе - лагунда), или используя струйную очистку, но применяя при этом очень высокое давление и крупнозернистый абразив сомнительной структуры, вплоть до смеси шлаков и крупного песка.
Но для любой очистки загрязнений правило должно быть одно, и мы в своей работе строго придерживаемся его: настолько интенсивно насколько нужно, и настолько бережно, насколько возможно.
В нашей работе мы используем наиболее чувствительную микроструйную систему низкого давления в 0,5 микробар. Чтобы было ясно - с помощью такой системы мы можем удалить заголовок статьи в журнале без повреждения бумаги! В особых случаях мы используем также известную и эффективную лазерную систему для удаления черных сажевых корок с каменных поверхностей без какого-либо вредного воздействия на исходную поверхность. Если кто-то хотел бы получить более подробную информацию о нашей работе по реставрации и консервации памятников архитектуры, то это легко сделать, посетив наш сайт: www.atelier-pummer.at
Отвечая на ваш вопрос об отбеливании камня: цвет натурального камня создается минералами, оксидами и металлами, а не органическими веществами, как при окрашивании или отбеливании текстиля! Невозможно отбелить натуральный камень! После завершения работ по реставрации парных ворот мы видим натуральный цвет прекрасного абшеронского известняка, избавленного от всевозможных наслоений, разрушающих этот памятник. Правда, мне приходилось сталкиваться также и с мнением, что черные гипсовые корки и другие загрязнения, которые можно назвать «ложной патиной» (о природе настоящей патины мы уже говорили выше), придают памятнику как бы бóльшую древность и историчность... Но, я думаю, что замечательные памятники истории и архитектуры Азербайджана не нуждаются в дополнительных доказательствах своей древности, но нуждаются в заботе и осуществлении грамотных мероприятий по сохранению выдающегося исторического наследия азербайджанского народа для истории и будущих поколений.
- Что вы хотели бы сказать нашим читателям?
- Смотрите шире и наслаждайтесь красотой старой архитектуры Баку и красивой природой Азербайджана! Старайтесь избегать неосторожного вмешательства в природу и ненужного загрязнения окружающей среды. В Европе мы добились многих изменений во избежание загрязнений окружающей среды. Например, использование огромных автомобилей с 8- или 12-цилиндровыми двигателями и расходом более 20 литров бензина на 100 км, особенно в центре города, наносит огромный ущерб природной среде и древним памятникам истории и архитектуры. Я заметил, что в Баку в последнее время быстрыми темпами развивается общественный транспорт, и многие бакинцы могли бы при поездках по городу использовать именно автобусы, а не личные автомобили с моторами огромного литража, выхлопные газы которых содержат значительную часть элементов таблицы Менделеева и химических соединений: оксид углерода (СО), углеводороды (СН), окислы азота (NOх), оксиды серы (SOx), сероводород (H2S), аммиак (NH3), сажу и частицы, мелкую пыль, углекислый газ (СO2).
Каждый из нас может внести свой конкретный вклад в сохранение окружающей среды, а значит - и в сохранение исторического культурного и архитектурного наследия. Я хотел бы пожелать нам всем удачи в этом важном деле!
В заключение я хотел бы выразить благодарность руководству Азербайджана за высокое доверие и администрации Ичери шехер за многолетнее успешное сотрудничество!
Руководитель пресс-службы Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» Зейнаб Джахан